Горцы верховьев Пянджа.

Очерки быта по путевым заметкам графа А.А.Бобринского. 1908

Предки Ваханцев пришли сюда из Бадакшана, Ирана, Читрала, и Горона. Первые переселенцы застали мохаммедян. Средних были Сияхпуши – первобытные жители страны. Кишлак Зунг заселен ими. Вахан может происходить от местности Вахио в центральной части Дарваза. Среди Ваханцев есть выходцы из Индустана из окрестностей города Хайбара. Кишлак Ландгар и Пуп заселен ими. Рис. 15

Народ Муке занимал всю долину Горного Заравшана. Остались арыки и глиняные трубы существовавшей ранее оросительной системы. В Калаи Хисарак не далеко от кишлака Мардушкат была крепость Муков. Народ муков ушел на запад. Киргизы также сохранили память об этом народе. Рис. 22

Речки Мук-су, Кашмук, кишлак Мук, урочище Ката-кара мук, Кичик-кара –мук В Кизил-чишим, на Алае, несколько выше Дараут, на Коксу в урочище Чок существовали крепости, принадлежавшими Мукам. После Муков жил здесь народ Чугун-багыш, который пришел сюда из Кашгара. Погиб этот народ от мора. Киргизы пришли в 15-16 вв. Пришли они из Куляба и Гиссара. Рис. 23

На Памире среди Киргизов сохранилась память о Калмуках. Также вспоминают народ Мак. Рис. 24

Перемещения и смешения народов начинаются в Бактриане и Согдиане с появлением Сакарауков, Тохаров (афанасьевская группа), Юетчи. Рис. 30

Согдиана во 2 в д.н.э. была цветущим краем по летописи Китайцев. Бактрия была священным городом Маздеизма, священным городом буддизма на север от Гиндукуша. Рис. 31

В Новруз жгут ветки арчи, шипан или сепан. В дома вводят осла или барана. На осле сидит человек, который приветствует всех в доме. В человека бросают мукой. Осла или барана кормят. Эти обычаи взяты из Искашима. На Навруз также красят яйца в красный, синий, желтый цвета. При встречах бьют яйца, катают их. Рис. 91

В первобытных летоисчислениях дней в неделе было пять. Рис. 114

 

Скачать целиком